Самыми первыми жителями в нашей области били саамы
Самыми первыми жителями в нашей области били саамы. Предки саамов занимали в прошлом весьма значительную территорию к югу и востоку от мест их теперешнего расселения, но постепенно были оттеснены на север другими народами . Так, еще в XVI-XVII веках кольские саамы населяли земли современной Карелии (в Новгородских писцовых книгах упоминаются Лопские погосты и Заонежье), а в конце XIX - начале XX веков они заняли почти весь Кольский полуостров, за исключением самой южной его части. Самые ранние следы протосаамов встречаются далеко за пределами Кольского полуострова, достигая своими южными границами верховий Волги. Саамы могут претендовать на звание древнейшего населения, проживающего на территории Российской Федерации. Археологические находки не раз это доказывали.
Саамский народ происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) финно-угорского по своим корням населения археологической культуры комша, проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику начиная с IV тыс до н. э. Предположительно в 1500—1000-х гг. до н. э. начинается отделение протосаамов от других народов . Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов. Генетические исследования последних лет выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода — современных басков и берберов. Финско-карельское название саамов lappi было заимствовано из скандинавских языков, и, очевидно, перешло в русский язык в форме Лопь отсюда русские лопари — жители окраинной земли старое название саамо. Название саамов lapp появляется и в шведском языке в XII в. и получено, возможно, от викингов, употреблявших его в своих поселениях в окрестностях Ладожского озера
При составлении краткого очерка истории саамов следует упомянуть, что этот народ — дитя природы, долго сохранявший свои традиционный образ жизни, не создал огромной империи, не угнетал других народов, а жил своей жизнью, которая представляла собой постоянную борьбу с силами природы.

Их история в течение последних полутора тысячелетий представляет собой, с одной стороны, медленное отступление под натиском других народов, а с другой стороны, поскольку саамы не создали своего самостоятельного государства, их история является составной частью истории наций и народов, имеющих свою государственность (норвежцев, шведов, финнов, русских), в которых важная роль отводится обложению саамов данью) Обложение саамов регулярной данью начинается в большей мере с IX в., когда норвежский конунг предоставил своим приближенным право собирать с саамов дань и торговать с ними. Помимо норвежцев, саамов облагали данью шведы, финны, карелы и русские. Часто бывало так, что за данью, с самого начала состоявшей из пушнины и рыбы приходили сразу несколько сборщиков. Безжалостное обложение данью, а также продвижение на север норвежских, шведских и финских крестьян оставляло саамам всё меньше земель, пригодных для ведения привычного им образа жизни и хозяйства, они уходили на ещё не обжитые территории. Шведский король уже в середине XIV в. пообещал освободить от уплаты податей тех своих подданных, которые переселятся в Лапландию. То же самое повторилось во второй половине XVII в. при Карле XI. В течение двух тысячелетий саамы испытывали сильное влияние предков финнов, вепсов и карел, постепенно отходя на север Европы и все более изолируясь от других народов.

"Википедия" - универсальная энциклопедия



Источник: http://Википедия
Категория: Из истории Подпорожского края | Добавил: admin (29.05.2009) | Автор: Светлана E
Просмотров: 1292 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]